Русский стиль деревянного дома - поиск пути

Основоположниками современного русского архитектурного стиля были такие мастера прошлого века, как Васнецов, Шехтель, Бондаренко, Нестеров, Щусев и Покровский. Они были первыми, кто в стремлении создавать народные строения, занялся изучением того, как зарождалось и развивалось деревянное зодчество на Руси. Эти архитекторы встали на путь открытий и комбинирования стародавней культуры со стремительно развивающимся обществом. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков архитектура следовала неорусскому стилю, часто ставя в основу композиции псковского зодчества. Авторские шедевры были полны духом и образами древнерусской архитектуры, но представляли собой нечто совершенно новое, отличное от примеров древних мастеров.

В отличие от псевдорусского стиля, в котором было принято копировать как отдельные части декораций, так и полностью все, архитекторы нового поколения работали с принципами компоновки и создания. Они действительно задавались целью возродить древнерусские традиции, но с октября 1917 года заканчивается развитие этого искусства, и начинаются продолжительные гонения русской культуры.

На протяжении семидесяти лет нас учили отказываться от корней и смотреть только вперед, но террор закончился, и русский народ начинает постепенно возвращать память о своей исторической культуре, поднимая из глубин традиционную архитектуру Руси. Конечно, архитекторы часто ошибались, пытаясь использовать принципы русского зодчества, но это лишь от скудного знания традиций. Сегодня у мастеров достаточный багаж знаний и опыта, а история восполнила пробелы о многовековых традициях деревянного строительства, поэтому можно смело оценивать современные строения. Основываясь на знания, можно рассмотреть два варианта, по которым развивается современная русская деревянная архитектура.

К первому пути можно отнести исконно русскую архитектуру, которая полностью следует многовековым традициям, не отходя от них даже на полшага. Петр Карелин, архитектор, писал, что для этого пути характерно сохранение народных канонов. Строения отличаются консерваторским видом, полностью отметая даже малейшие нововведения. Сохранение традиций здесь возможно только путем соответствия древним образцам и схемам русских зодчих. В поселке Пирогова Московской области стоит дом, который построили в 2008 году. Он сделан из бревен, но по рисунку современного архитектора Е. А. Ополовниковой, которая приходится дочерью очень большому специалисту по русскому зодчеству, Александру Викторовичу. Для нашего времени этот дом стал успешным воплощением народных традиций древних архитекторов.

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09

Стилевая архитектура национального дома является вторым направлением развития. Его суть в том, что традиции нужны исключительно в качестве обучения, чтобы понятен был принцип строительства, как и что нужно сделать, чтобы получить надежное и качественное строение. Но такая архитектурная мысль только приветствует творческий подход и единение канонов с современными представлениями о комфортном доме. Даже древние художники считали, что не стоит относиться к традициям как к обязательной схеме действий.

Приверженность древнерусской архитектуры традициям вовсе не означает ее однообразность – наоборот, это достаточно разнообразное искусство. Каноны затрагивают иконопись гораздо сильнее, тем самым давая строителям обширное поле для воплощения их творческих идей и эксперимента с формами. Устоявшиеся правила просто помогают творцам избежать серьезных ошибок, они не заставляют никого слепо следовать прописанной схеме, не выходя за рамки. Само по себе понятие «канон» - сугубо церковное, оно обозначает те нормы, которые церковь оставила для творчества. Даже СНиПы сегодня полны нормами и сводами правил, но это совершенно не мешает архитектуре быть разнообразной.

Для примера можно рассмотреть этот терем из Подмосковья, построенный в 2004 году. В его архитектуре просматриваются разные смысловые нагрузки: башенка и гребни крыш олицетворяют здесь голову и широкие плечи могучего воина; большое количество кровельных поверхностей со стороны похоже на паруса корабля; уютный и компактный балкончик сильно смахивает на капитанский мостик; изображение коня над укрытой козырьком верандой на втором этаже – будто кормовой конь глубоководного судна. Таким образом можно увидеть, откуда брал свое вдохновение архитектор.

Дом из бревенчатого сруба возле Истры со сложной композицией многоуровневых крыш

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11

Мастера "Группы компаний KeloWood" придерживаются мнения, что не стоит никуда спешить и заявлять всему миру о рождении очередного стиля. Нам важно продолжать изучение древнерусских традиций деревянного зодчества, развитие которых было прервано в прошлом веке. Эта цель может считаться достигнутой исключительно в том случае, если мы сможем, хотя бы сравнять свое мастерство с талантами архитекторов начала двадцатого века. Наша группа компаний не признает банальное копирование ни исторически устоявшихся стилей, ни памятников архитектуры, мы признаем только творческий подход и стремление соответствовать лучшим традициям прошлого. Ни в коем случае нельзя перескакивать ступени на лестнице познаний, ее нужно пройти целиком, медленно и осознанно.

Чтобы разорвать созданный круг бездумного копирования и подражательства канонам нужно осмыслить все взлеты и падения и научиться их талантливо использовать. Если же пока не хватает творческой фантазии, то лучшим выходом из ситуации будет повторение проверенных веками правил, чем бездумное введение новшеств, которые только сильнее завязывают круг.

Добавить отзыв

Защитный код Обновить